Не каждый владелец автомобиля, имеющий за плечами длинный водительский стаж, знает, что же такое автомобильный тюнинг. Между тем это понятие, в переводе с английского дословно означающее "настройка" или "регулировка", с каждым годом приобретает все большую известность в России. Одно из свидетельств тому -- проведение на ВВЦ в конце мая первой в стране специализированной выставки World of Car's Music and Tuning/WCMT-2003, посвященной различным направлениям тюнинга. Конечно, главным препятствием на пути развития тюнинга в России является отсутствие соответствующей потребительской культуры -- большинство автовладельцев по-прежнему относятся к машине только как к средству передвижения, не рассматривая ее как способ выражения собственной индивидуальности. Кроме того, у потенциального потребителя подобных услуг нет достаточного уровня доходов. В лучшем случае денег хватает лишь на покупку машины. Правда, бывают исключения: так, тюнинг представленной на выставке ничем не отличающейся по внешнему виду «девятки» обошелся ее владельцу более чем в 20 тыс. долларов. Вложенный капитал, скрывающийся под капотом, трудно разглядеть непрофессиональным взглядом -- это роторно-поршневой двигатель объемом 1,3 литра, который равносилен обычному с объемом 2,6 литра и мощностью 135 л.с.; регулируемые разборные амортизаторы JSport и т.д. Что же такое тюнинг в понимании российского потребителя и за что автовладелец готов выкладывать сумму, порой в несколько раз превышающую стоимость самого автомобиля? Можно сказать, что тюнинг -- это искусство, позволяющее даже самым неискушенным в дизайне автомобилистам кардинально изменить облик машины по своему вкусу и мироощущению, выделив ее из однотипной массы похожих друг на друга авто. Наибольшей популярностью пользуется внешний тюнинг, или тюнинг экстерьера. Он сразу бросается в глаза, и никто не проедет мимо, не заметив потраченные владельцем сотни долларов. Наиболее популярной услугой в тюнинговых ателье считается установка дисков в среднем по 50 долл. за штуку. На втором месте идут выхлопные трубы, за ними -- спойлеры и аэродинамические обтекатели. Интересно, что 70--80% внешнего тюнинга приходится именно на отечественные машины. «Взяв бэушную «девятку» за 3 тыс. долл. и украсив ее еще на полторы тысячи, можно получить неплохой и вполне симпатичный автомобиль», -- считает Александр Каретников из Sportmotors. В основном тюнингуют вазовские машины. «Трудно представить классическую «Волгу», обвешанную спортивной атрибутикой», -- поясняет г-н Каретников. Внешний же вид иномарок, особенно новых, практически не требует дополнительных украшений. Впрочем, и стоят они в два-три раза дороже. Кроме того, детали, которые тюнинговые ателье закупают у зарекомендовавших себя западных заводов-производителей, для конечного потребителя становятся чуть ли не в два раза дороже указанных в заводском прайс-листе. Сказываются и издержки на транспортировку, и штрафы за задержку хранения, и 20-процентная пошлина на заявленную стоимость производителя. В итоге, например, накладка на передние фары для Volkswagen Goif 4-й модели начальной стоимостью 30 долл. обойдется в 60--70 долл., а задний спойлер немецкой фирмы Lester на Opel Vectra 1995 года вместо 122 долл. будет стоить порядка 200 долл. Наружная роспись автомобиля также относится к внешнему тюнингу. Однако эта услуга менее популярна у владельцев отечественных авто. Процедура нанесения рисунка трудоемка и дорога: небольшой рисунок размером 30 на 30 см на какой-то части кузова стоит от 300 до 500 долларов. Как правило, разрисовать машину отваживаются те, у кого их несколько -- одна представительская для работы, другая для души. Роспись авто -- это жизненная философия, полагает Игорь Козинов, начальник отдела художественного дизайна и рекламы дизайн-студии «Авто Graf». «Для этого нужно внутренне созреть, поскольку окружающие будут судить о тебе по тому, как выглядит твоя машина. Приходя к нам, люди хотят нечто особенное, но затем понимают, что не готовы проявить себя. Многие мужчины захотели бы иметь на своей машине изображение обнаженной женщины, но решаются на это единицы», -- говорит г-н Козинов. Впрочем, есть несколько сюжетов, пользующихся наибольшим спросом: изображения животных, людей, «фэнтези», «киборг» и «техно». И если женщины предпочитают более спокойные, тяготеющие к гармонии изображения домашних животных, над которыми они могут властвовать (кошек, например), то у мужчин популярны более агрессивные сюжеты, например, рваные изображения деталей машины, рентгеновским способом вынесенные на кузов («киборг»). На более состоятельных клиентов рассчитан и тюнинг интерьера -- обшивка салона, установка особых кресел и аудио- или видеосистем. Если внешний тюнинг -- это в основном простая установка определенных деталей, то при внутреннем отсутствуют какие-либо стандарты и работы выполняются под заказчика. Представитель группы компаний «Сегодня и завтра», специализирующихся на отделке салонов, Дмитрий Горбунов говорит, что здесь-то и начинаются трудности, поскольку клиент зачастую не может объяснить, чего он хочет. В этом помогают специализированные дизайнерские студии -- клиент выбирает наиболее приглянувшийся эскиз салона, который затем подвергается графической компьютерной обработке для лучшего наглядного представления. Вся эта процедура, именуемая составлением дизайн-проекта, на которую уходит от нескольких дней до нескольких недель (в зависимости от степени сложности) обойдется в 1 тыс. долларов. А сама работа вместе с материалами может стоить от 2,5 до 25 тыс. долларов. Все зависит от фантазии заказчика: скажем, можно просто обтянуть сиденья кожей, а можно сделать кожаным весь салон, вплоть до ручек на дверях и панели приборов. Владельцы Mercedes G, например, предпочитают замену сплошного заднего дивана на сиденья из 600-й модели со встроенными консолью и баром. Установка аудиосистемы может обойтись от 300 долл. до 50 тыс. долларов. Однако, как отмечают сами тюнингаторы, звук теперь мало кого интересует: на его место пришли встраиваемые видеосистемы. Существует и спортивный тюнинг, который, пренебрегая внешним декором, сосредоточивается на ходовых характеристиках автомобиля. Главное -- максимальное ускорение, которое достигается за счет увеличения мощности двигателя и уменьшения веса машины. Вторая задача достигается простым путем -- выкидывается все, что связано с комфортом и не представляет для спортсмена никакой ценности: кресла, кондиционер, магнитола, шумоизоляция и т.д. Вместо этого устанавливаются спортивные анатомические кресла (от 75 до 130 долл.) с четырехточечными ремнями, которые не только легче обычных (7 вместо 20 кг), но и обеспечивают гораздо большую безопасность. Представитель фирмы RIDER, разработчик и производитель автокресел, настойчиво рекомендовал владельцам «Жигулей» как можно скорее сменить неортопедичные и небезопасные вазовские штатные кресла (при аварии спинка кресла сгибается пополам, а ребра жесткости каркаса могут впиться водителю в спину). Впрочем, зачастую любители быстрой езды выбрасывают немалые деньги на ветер. Как такового профессионального спортивного тюнинга в России практически нет, отмечает Олег Харитонов из клуба любителей и профессионалов «Спорттюнинг». Ввиду отсутствия у большинства ателье доступа к дорогостоящей специальной трубе обдува почти 90% аэродинамического обвеса не соответствуют нормам аэродинамики. В результате оборудование, призванное снижать коэффициент сопротивления воздуха и увеличивать прижимную силу, нередко дает обратный результат. Один из мифов, который кормит тюнингаторов, рассказывает Олег Харитонов, -- это установка фильтра нулевого сопротивления, который если и дает прибавку мощности, то практически незаметную для непрофессионала. Фильтр стоимостью 45долл. требует постоянного обслуживания, и если пренебречь этим, то вместо того, чтобы уменьшать сопротивление, он будет его увеличивать. За те же деньги гораздо полезнее доработать карбюратор и правильно отрегулировать двигатель, советует г-н Харитонов. Не дает особой прибавки и громкий прямоточный глушитель, который, однако, пользуется большим спросом (от 80до 400 долл.). «Мы пытаемся отойти от понятия «мощность», -- говорит представитель одного из тюнинговых агентств. -- Зачастую клиент не отдает себе отчета в том, сколько же ему требуется лошадиных сил, и, как правило до увеличения мощности мотора дело не доходит. Мы ограничиваемся установкой амортизаторов (от 200 долл. до 5 тыс. долл.) и доработкой трансмиссии (600--700 долл.). Это позволяют изменить разгонную динамику автомобиля». Существует множество способов увеличить мощность мотора, включая «чип-тюнинг», предполагающий изменение характеристик двигателя методом установки в блок управления микросхемы. Однако все они существенно снижают его ресурс. Так, доведенный до 200 л.с. «вазовский» двигатель сможет пробежать лишь 5--10 тыс. км.
Источник: http://www.vremya.ru/2003/103/16/72413.html |